Положение о "Родительском университете"

ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском университете

Государственного учреждения образования

«Гимназия № 5 г. Бреста»

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году».

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу родительского университета организует заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, специалисты СППС учреждения образования с привлечением представителей ОВД, УЗ «Поликлиника № 1», Православной церкви, ЖЭС-13 и других заинтересованных.

1.6. Общую координацию деятельности Родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

 

 

  • Цели, задачи и направления деятельности Родительского университета, ступени реализации и формы проведения занятий

 

 

2.1. Целью создания Родительского университета является: создание условий, способствующих психологическому просвещению родителей (законных представителей), ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

 

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка и организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

мотивировать родителей (законных представителей) учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

содействовать повышению социально-педагогической, психологической, правовой культуре родителей (законных представителей);

создавать условия формированию ценностно-смысловых основ родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 

 

2.3. Основные направления деятельности Родительского университета:

– организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

– правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

– психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

– гражданское: о путях развития образования, гимназии;

– консультирование родителей по психолого-педагогическим и другим проблемам;

– научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

– расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

– пропаганда эффективных технологий воспитания, построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

– трансляция деятельности Родительского университета на сайте учреждения образования. 

 

2.4. Три ступени в реализации Родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей (законных представителей) учащихся I-IV классов

II ступень «Мой ребенок – подросток» – для родителей (законных представителей) учащихся V-IX классов

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей (законных представителей) учащихся X-XI классов

 

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, занятия с элементами тренинга, индивидуальные консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках, творческих конкурсах и других мероприятиях).

 

  1. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания Родительского университета:

создается на базе государственного учреждения образования «Гимназия № 5 г. Бреста»;

создается на основании приказа директора гимназии и настоящего Положения;

координирует деятельность Родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

занятия проводятся согласно плану;

Родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на гимназическом интернет-сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;

классный руководитель назначается ответственным за анонсирование тематической информации в рамках родительского университета. 

 

3.2. Координатор родительского университета:

– несет ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

– координирует деятельность Родительского университета;

– осуществляет взаимодействие с классными руководителями, педагогом социальным, педагогом-психологом;

– подписывает все документы, касающиеся деятельности Родительского университета, в пределах своей компетенции;

– ведет в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчетную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий Родительского университета;

– в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

 

3.3. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учеными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

 

3.4. Деятельность Родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы Родительского университета.

 

3.5. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана Родительского университета.

 

3.6. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

 

 

  • Структура Родительского университета

 

 

4.1. Структуру Родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

 

4.2. Родительский университет может использовать в работе помещения, необходимые для обеспечения его деятельности: учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.

4.3. Классные руководители организовывают мероприятия Родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.  

 

 

  • Документация

 

– приказ учреждения образования об организации работы Родительского университета;

– Положение о Родительском университете;

– план работы на учебный год (полугодие);

– методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы Родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

 

 

  • Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

 

В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.